«Наши детские травмы – это детские травмы наших родителей»
Художник
Кто видит человеческое лицо правильно: фотограф, зеркало или художник?
Художник. Художник – это душа, которой суждено придать этому миру красоту. Каждый видит по-своему, но ближе к истине будет именно художник.
Лучшее, что художник может сделать для своей карьеры — умереть?
Данная фраза принадлежит Пикассо? Но простите за честность, Пикассо в 15 лет уже был гением и имел при жизни всё, о чем мечтает любой художник – имя, выставки, продажи. Он всегда продавался и продается. Пикассо – это Пикассо. Если ты доволен собой и вошел в историю при жизни, ты можешь говорить всё, что угодно. Он же не сказал это после смерти… К примеру, его друг Модильяни, ничего подобного не говорил, он умер в 38 лет и не успел многое сказать. Но по значимости в Искусстве он ничуть не уступал Пикассо. Художник должен творить не надеясь на посмертный успех, если он конечно художник.
Нормальное общество — это когда музыкант и художник пользуются подземным переходом по назначению?
Я рисовал на улице и мне нравилось то, что люди видят, как на их глазах зарождается что-то новое. Если речь идет о вынужденном выборе, а не о сознательном, то художником сложно быть в принципе. Неважно где ты находишься и какое общество тебя окружает. От самого художника зависит многое. Хочешь быть богатым – будь им. Завоюй общество, которое полюбит твое искусство. Пока у меня получается продавать свои работы. Правда не у нас. У нас нет галерей, культуры понимания и любви к искусству, но разве меня это должно заботить как творца?! Как гражданина – да, но не как творца. Культуры в нашем обществе пока нет и появится она скорее всего еще лет через 100.
Жизнь, которая не даёт художнику стать художником, — это и есть его биография?
Это абсурд. Чтобы быть кем-то, для начала необходимо разобраться в себе. Многие сетуют на сложность судьбы, оправдывая свое нежелание жить. Просто жить, творить, работать над собой и над своей профессией. Я не думаю о том какая у меня биография и сложен ли мой путь… Он однозначно не простой, но у меня нет времени над этим думать, мне нужно просто идти вперед.
10 слов, которые расскажут о Вас?
Художник. Дали. Венеция. Жизнь. Любовь. Тристан. Покой. Семья. Друзья. Собака.
Сумбурная жизнь, в которой нет ничего постоянного, ничего надежного, да и сами художники не знают, чего от себя ждать?
Всё меняется каждую секунду. Истории не может быть, пока мы ее не создадим. Я не хочу ставить точку. Никогда. Ни в чем. Я живу, пока есть многоточия.Насколько реально существование рядом с непостоянством? Это сложно. Ты либо принимаешь это и счастлив, либо ты мазохист. Вы спрашиваете смог бы Я прожить жизнь с себе подобным человеком? – Нет!
Не так страшен чёрт, как шизофрения, что его малюет?
Не хочу вдаваться в подробности и рассуждать на эту тему. Шизофрения, в какой-то степени, помогает искусству, в том числе и моему. Если бы этого не было, не было бы всей истории человечества. Бояться не надо.
Я один потому что…?
Потому что я делаю маски. Я не нашел еще человека, который полюбил бы меня так, как я люблю свои маски. А быть может я его нашел, но еще об этом не знаю. А может и хорошо, что я об этом не знаю. Тогда я приобрёл бы любовь, но потерял искусство. Любовь к человеку и любовь к искусству – это разные вещи.
Жизнь без отца?
Теряя отца… (Молчание)
Я не хочу об этом говорить. Не хочу, чтобы кто-то узнал то, что у меня внутри. Это слишком личное.
Самое яркое воспоминание связанное с отцом?
К сожалению он не увидел, что я стал художником… Это меня расстраивает. Десять лет, которые папа был со мной, были наполнены счастьем. Мне трудно об этом говорить и Вы должны меня понять.Никто не знал, что я ходил в художественную школу. Даже мама не знала. Я ходил подпольно туда. Никто не считал эту профессию профессией. Времена были такими. Я боялся говорить о том, что я рисую. Когда у меня не было уже денег платить за школу, директор сообщил маме. Я же до этого момента говорил, что хожу на футбол. В итоге всё закончилось хорошо. Я – художник. И я этому безмерно рад.
Кому Вы не простите счастье?
Людям, которые меня обидели. Я не буду судить их, но на свете должен быть баланс. Не стоит терять время на это. В мире множество других потрясающих вещей, на которое стоит заострять внимание и уделять свое драгоценное время. Культура, музеи, живопись, ренессанс, маски, Венеция, Дали, Пикассо, Леонардо да Винчи, мой любимый Климт… зачем мусолить свои жизненные неудачи. Художник – это даже не профессия, это – миссия. Миру нужна красота, а не твои обиды или неоправданные ожидания.
Что Вам рассказала жизнь?
Рисуй! Чем больше будешь рисовать, тем чаще будешь счастлив.
Чего не замечают все люди на Земле?
Природной красоты. Собственной глупости.
Что покидает этот мир бесследно?
Плохие люди.
Ваша личная трагедия, которой Вы благодарны?
Я стал художником. Что может быть лучше, что может быть ужаснее. Если Вы спросите меня, есть ли у меня друзья художники, то я отвечу, что у меня есть знакомые. Я могу пересчитать по пальцам одной руки, с кем я могу встретиться за чашечкой кофе и поговорить об искусстве. Мне трудно. Чем больше ты изучаешь, тем ближе твое одиночество. Одиночество – страшная вещь. Ты – единственный, но ты один.
«Отбросы общества» достойны соприкасаться с искусством?
Совсем недавно, я давал спектакль в одной из тюрем нашей страны. Это тюрьма строго режима и люди там сидят за очень тяжкие преступления, многие приговорены на пожизненный срок. Зная, что передо мной стоит преступник, который убил не одного человека, мне было трудно просто протянуть ему руку. Но после того, как я выступил со своими масками, передал Гамлета и Шекспира, мне стало легче. Конечно, через 20-25 лет заключения, он жалеет о том, что сделал… Но… Судить не нужно. Каждый выбирает свой путь. Если «плохой» человек купит у меня картину — это Я сделал ему хорошо. Он даже этого не понимает, картина живет своей жизнью независимо от ее обладателя. Искусство способны понять из 100% только 5-10% людей. Другие – фотографируются рядом с Джокондой в Лувре, не подозревая, что там не оригинал.
Болезнь посредственности?
Я не могу ответить на этот вопрос. Я не хочу чтобы в моем мышлении было это понятие. Я ограничиваю себя и свой мир от всего посредственного.
В 40 лет я понял…?
Я понял, что себе необходимо давать больше времени. Позволять себе разборчивость во всём. Я стал разборчив. В 20 лет я допускал в свою жизнь много лишнего и ненужного. Я не ценил время и себя во времени.
Искусство представляет собой высочайший пример образованности. Как можно расценить уровень образованности людей в нашей стране?
Политика и религия убили искусство.
Момент, когда человек знакомится с собой?
Теряя близкого человека. Безвозвратно.
Атеизм есть болезнь аристократическая, болезнь высшего образования и развития, стало быть, должна быть противна народу?
Я не хочу об этом говорить. Вообще. Только красота спасет мир. Но речь не о физической красоте. Если Вы понимаете о чем Я. У меня есть то, во что я верю, но то, что сейчас происходит с миром – это кошмар. Об этом больно говорить.
Интеллигентное искусство – это искусство, которое, по крайней мере, стремится к тому, чтобы быть понятым?
Искусство должно быть понятно человеческому восприятию. Оно должно находить отклик в душе зрителя… Но чтобы научиться его читать, нужны знания… Нужна история. Без этого искусство недопонято. Чтобы понять феномен «Черного квадрата» – души недостаточно, нужна «Пещера Ласко.»
Неосуществленные цели природы?
Интересный вопрос… Вы меня поставили в тупик.Живой любви. Её пока нет. Не настоящий любви, а именно одушевленной, говорящей, способной за себя постоять и себя оправдать.
Современное общество можно охарактеризовать так: «У каждого свои детские травмы»?
На протяжении восьми лет, я преподаю детям. И я понял очень важную вещь — каждый человек несет ответственность за каждого человека. Если мы всё еще хотим «будущего» в ближайшем будущем, мы должны, прямо сейчас, брать на себя ответственность за каждого человека, который нам встретился или еще повстречается в жизни. Наши детские травмы – это детские травмы наших взрослых родителей.
Самый абсурдный поступок в Вашей жизни?
Недоверие к себе. Я всегда ждал или надеялся, что кто-то мне поможет, подскажет, направит. Я не доверял и не верил в себя. Я всегда мог всё сам…
Ваше состояние духа в настоящий момент?
Я еще не спокоен. Я мало рисовал, мало творил. Мне еще нужно время.
Текст: Инесса Дерменжи
Фотограф: Юлия Игнатенко
При содействии: http://brw.md/black/vek-absurda/